Вам доступен «Яндекс Сплит». Купите билеты сегодня, а оплату растяните — на 2 месяца без переплаты или на подольше с комиссией. Никакие документы не нужны.
Подробнее
Вам доступен «Яндекс Сплит». Купите билеты сегодня, а оплату растяните — на 2 месяца без переплаты или на подольше с комиссией. Никакие документы не нужны.
Новая сцена Премьера: 15 января 2022 года Продолжительность: 2 часа 35 мин с одним антрактом Автор пьесы: Валерий Семеновский (на основе романа «Мелкий бес» Ф. К. Сологуба) Режиссёр: Никита Кобелев Художник: Михаил Краменко Художник по костюмам: Марина Бусыгина Автор музыки к песням: Николай Орловский
Опубликованный в начале двадцатого века роман Сологуба «Мелкий бес», разошёлся беспрецедентным в те времена и для подобной прозы тиражом в десять тысяч экземпляров. История умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова стала и диагнозом времени, и его символом. «Мелкий бес» завершает классическую русскую прозу, а его главный герой Передонов — зловещая и местами гротесково-карикатурная помесь десятка героев большой русской литературы от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Популярность романа была такова, что в обиход вошло понятие «передоновщина».
Пьеса «Тварь» была написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, в канун нового тысячелетия, почти сто лет спустя после сочинения романа. Передонов по поводу и без «припадающий» к великой русской литературе, цитирующий Державина, Пушкина, Достоевского на всякое свое безобразие — как образ нашего во многом манипулятивного отношения к русской классике, которой иной раз прикрывают неблаговидные поступки и намерения.
Валерий Семеновский написал в предисловии к своей пьесе: «Безумие охватывает всех. Потому что „передоновское“ правило — в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность — здесь норма общей жизни, её органика. Здесь ничего не стоит и Пушкина воспеть, и в вечность плюнуть. На одном дыхании».
«На мой взгляд, в этой пьесе есть столкновение очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей пьесы, которые этим самым каноном оправдывают свои действия. Меня интересует насколько классика нас действительно защищает и спасает сегодня или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций».
Никита Кобелев
Режиссер спектакля
Рецензии в СМИ
«У Передонова, которого играет Иван Ефремов, глубокий, красивый голос в разительном контрасте с его функцией в действии. Что движет этим персонажем? Есть ощущение, что дурной инерции подчинен весь этот мир, начиная с заглавного героя. Само действие воспринимается пока как некий концепт.»
«Спектакль Никиты Кобелева — логически-выстроенный, ритмически-выверенный, даже с излишком щеголеватый в своем постановочном мастерстве, — ставит один из самых неприятных диагнозов времени, где «вывихнут» уже не сустав, а напрочь свихнулись мозги.»