Своим рождением и названием цикл «Монологи в Царском фойе» обязан другой работе Николая Сергеевича Мартона — «Монологи», премьера состоялась в сентябре 2012 года (с декабря 2013 года спектакль шёл под названием «Лица и роли»).
«Вертинский. Русский Пьеро» создан по музыкальным новеллам, «песенкам» великого русского актёра, поэта и шансонье Александра Николаевича Вертинского (1889−1957). «…поэт, странно поющий свои стихи, весь в словах и образах горькой любви, ни на кого не похожий, небывалый, вызывающий зависть… Он был для меня явлением искусства, характер которого я не могу определить, но которое для меня милее других, — искусства странного, фантастического», — писал о Вертинском Юрий Олеша. Приблизиться к тайне «Русского Пьеро», исполнить песни и стихотворения Вертинского и вместе со зрителями понять, как они отзываются в сердце сегодня — давняя творческая мечта корифея александринской сцены Николая Сергеевича Мартона. «Вертинский. Русский Пьеро» — больше, чем ретроспектива комических ариеток и печальных песен Вертинского. Это и размышление о судьбе артиста, в котором сквозь иронию и тайну таланта звучит подлинная трагедия ушедшего века.